Александр Башкатов, "Мое отношение к религии"

В детстве я много раз наблюдал за моей мамой, как она утром стояла в углу напротив иконы, что-то шептала, а потом крестилась на лик и шла заниматься своими делами. Было еще с детства заметно, как она готовилась к святым праздникам, особенно к Пасхе. Стирала шторы, рушники на портретах и иконе, мыла полы, вытирала пыль с мебели, а нам готовилась печь куличи, пасочки, собирала луковую шелуху на покраску яиц. В канун Пасхи все женщины уходили на ночную службу в Дуровку за девять километров в церковь, в которой меня крестили, а потом – и мою дочь Олю. Как рассказывал мой крестный отец Букреев Сергей Иванович: «Я только что пришел из армии, молодой, красивый, статный пограничник, и в военной форме понесли тебя в церковь крестить. Дело было в декабре, скользко на снегу, а я в солдатских сапогах. Возле церкви поскользнулся и стал падать, а мысли были – не уронить крестника, и сам упал навзничь, но тебя не выпустил».
Возвращались женщины домой рано утром, и когда мы просыпались, умывались, одевали нас во все чистое или даже в новую одежду, приглашали к столу, где в узелке стояли кулич, святая вода в бутылочке, лежали кусочки сала, крашеные яйца. Мать прочитает молитву «Отче наш», даст просвирку прожевать, запить святой водой, а потом отведать сало, яйцо и булку, освященную в церкви, даже собрать все крошки от булки и съесть.
Ну, а дальше меня забирал отец к другому столу, где в миске было штук 15-20 крашенных луком яиц, и начинали выбирать мне самые крепкие биточки (так с ребятами называли яйца для битья). Пробовал на зуб, о стол, на другие яйца, побьем штук семь-восемь, и, выбрав пару штук, вручал их мне и отправлял на улицу. Там уже ожидали друзья – ребята и девчата, и начиналась баталия: подставляя друг другу края яиц, ты или он начинали стукать. И выбранные отцом яйца никогда меня не подводили, я набивал карманы пиджака и брюк (если ты разбил яйца соседа с двух сторон, он отдавал его тебе в качестве приза).
Первый раз я попал в церковь в Кромских Быках, куда приехал с родителями в гости к тете Нюре и деду Федоту Асеевым. Крепким и грамотным мужиком был Федот Иванович – фронтовик, разведчик, ростом не обиженный. Работал он в местном колхозе бригадиром тракторной бригады, а дураков тогда на эту должность не ставили. Пока деды вели разговор, я попросил мать сходить посмотреть церковь, которая недалеко от Асеевых. Церковь деревянная, огорожена забором. И когда мы зашли в нее, я немного растерялся. Мне казалось, что все святые, которые находились на стенах, на потолке, смотрят на меня, а я даже не умел молиться, и слышу, мама говорит и показывает, как сложить пальцы и перекреститься на иконы, алтарь и других святых. Она мне начала рассказывать, что за иконы, что за алтарь, про свечи, но я ничего этого не слышал и пошел один ходить по церкви, мне было все интересно. Я не понимал, как это они (святые) держатся на своде, на стенах. Мне ведь было тогда лет шесть-семь всего. Пробыли около получаса, мама зовет меня домой, а я не хочу уходить, мне интересно рассматривать портреты и картины. После этого посещения церкви я бывал у своего деда Гриши и рассматривал его книгу, по которой он читал на похоронах жителей села, но я не понимал тот язык – язык славянской письменности.
Уже во взрослой студенческой жизни начал я понемногу посещать церкви, храмы. И одним из первых крупных храмов оказался храм-ансамбль Киево-Печерская лавра в Киеве, куда мы как-то приехали на экскурсию от техникума. И я, походив согнувшись по лабиринтам лавры, по кельям монахов, видя их мощи, вспомнил рассказ мамы, как она и еще две женщины из нашего села ходили пешком в Киев и как отбивали поклоны за здоровье детей, самих себя и родителей. Конечно, против кромбыковской церкви это было гораздо больше, мощнее и помпезнее. Какой звон били колокола, казалось, слышимость далекая, а сколько людей, монахов, свечей – конечно, это тоже было чем-то новым для меня и моего сознания. Много пришлось на своем веку посмотреть храмов. Самыми крупными в жизни были Почаевская лавра в Тернопольской области, где мы побывали в день Святой Троицы, где люди Западной Украины шли с букетами цветов и обязательно в них был болотный аир. Впервые я увидел убранство в помещении: березки, трава, чабрец – пахло все вокруг. Лавра Александра Невского и храм Спаса-на-Крови в Ленинграде, Ново-Афонский монастырь в Абхазии, в Пицунде старые храмы с органной музыкой, под которую я быстро уснул. Такое же было и при посещении в ФРГ, в Кельне, высокого монументального собора, и там под органную музыку я уснул быстро. А сколько нам показали католических костелов – не перечесть. За свою жизнь побывал во многих храмах, соборах и церквях нашей Курской области: в Курске, Льгове, Рыльске, в Дерюгино (здесь хранится одно чудо – в дереве был крест, который не дал ходу пилы, и этот обрезок дерева хранится в храме как божественная реликвия), в Михайловке, в Брянской области, в нашем храме Казанской Божией Матери «Знамение» в Коренной пустыни – гордости нашего края. И когда в Курск и к нам в Россельхознадзор приезжали гости, мы их обязательно во-зили в Свободу, где находится восстановленный храм.
Однажды меня попросила ясновидящая из Казахстана, бывшая в Железногорске, свозить хоть на полчаса в Свободу, к святому источнику, где нашли святую икону «Знамение». И когда мы прибыли туда, там еще стояли три тополя. Мы обошли все святые источники, родники (а их было пять). Попили воды, помочили ноги в речке, она обняла тополь и полчаса стояла возле него, а потом сказала: «Какая здесь идет сила, энергия из космоса и из земли». Как подпитывает эта энергия их силу исцеления. И только из-за этого места она сменила жилище из Казахстана на Железногорск.
С какой радостью народ впервые встречал приезд настоящей нашей родной иконы Божией Матери из Америки. Привозили ее митрополит Лавр и патриарх Кирилл. Вся знать Курска, области и гости наехали туда со всего света, из многих стран мира прибыли поклониться. Был крестный ход, как когда-то до 1917 года. Правда, икону несли на себе и толпа паломников двигалась только по Курску. Саму икону пронесли по центральной площади. Губернатор области Михайлов А.Н., председатель правительства Зубарев А.С., председатель областной Думы Кичигин А.А., депутаты, бизнесмены, руководители крупных предприятий – вся улица Ленина от площади Перекальского до собора была заполнена народом, все жители высыпали на улицу. Толпа шла за иконой до самого храма. А здесь на импровизированных подмостках Кирилл провел службу, выступил и Лавр. Губернатор славил эту икону, ее путь до революции, ее спасение войск Кутузова, который к ней обращался, период Великой Отечественной войны также связан с этой иконой. Расположили святыню в Соборе Курского Знаменского мужского монастыря на 10 дней, и сутками к ней шли люди со всей области и других российских и зарубежных мест.
Здесь не надо было никакой агитации, мол, придите, поклонитесь этой иконе. У людей была своя идеология, свой зов души и сердца, и они шли и шли, чтобы поцеловать этот образ, поклониться, попросить прощения и просто прикоснуться к одной из святынь Руси. Я не буду описывать историю бесчинства большевиков над святыми храмами, церквями, монахами, епископами, как они громили эти храмы, расстреливали верующий люд, но ничто не смогло сломить волю и веру русского народа в христианство. Приятно сейчас видеть в храмах и тех же коммунистов, кающихся в своих грехах, и, особенно, молодежь, которая стоит на службе, слушает проповеди и молитвы наших священников. Приятно видеть, как молодые бизнесмены вкладывают свои сбережения в восстановление старинных храмов, дают возможность новому поколению посещать эти намоленные места. В двух местах, где я работал, восстановлены храмы – это село Погорельцево и село Лебяжье, где вновь засверкали купола. Со многими батюшками я имел добрые встречи и разговоры о жизни насущной нашей. Это о. Михаил – наставник церкви Николая Угодника в слободе Михайловка, о. Михаил – в Дерюгино, о. Владимир – молодой батюшка, который отпевал мою мать, зятя и отца, из Льговского района. Порой удивляешься их аскетичному образу жизни: как можно жить вдали от мирской жизни, в мужских монастырях молодым парням или в женских – девушкам, женщинам.
Православный крест стал постоянным атрибутом на моей шее, являясь оберегом от бед и несчастий. Всю жизнь я мечтал прочитать Библию. Несколько раз даже принимался за ее чтение, но буквально ничего не понимал через несколько страниц. И однажды мне попалась книга «Мифы и реальность народов мира». Там в начале было подробно написано о богах Египта и героях Греции. А во второй ее части – Ветхий и Новый Заветы. Написано очень простым, понятным русским языком, четко растолкованы определенные периоды и моменты истории христианства. Я ее дважды перечитывал и даже рекомендовал прочитать своим детям и друзьям, в ней сразу поймешь, что написано и сказано в Библии. Конечно, я еще не все вопросы религии, христианства, в основном, понимаю так, как надо. И один факт мне не дает покоя в моей жизни. Почему в Курском Знаменском соборе над вратами алтаря находится знак всевидящий глаз, всевидящее око? Ведь это не христианский знак, чуждый православию. Как он туда попал и что он для нас, христиан, означает? Некоторые батюшки хотели меня вразумить своими ответами, но я так и не понял, зачем он здесь. А мне надо докопаться до истины, и я буду благодарен тому, кто правильно объяснит.

Александр Башкатов