«Сегодня мне жить интересно»

На ведущем литературном портале LiveLib вышло интервью с писателем Александром Лапиным.

Александр Лапин — писатель и журналист, автор известного романа-эпопеи «Русский крест», повествующего о судьбе поколения, на долю которого выпало сформироваться на исходе советской эпохи, а потом принять на свои плечи всю тяжесть бурных перемен и потрясений конца XX века. Недавно вышла его новая книга — «Святые грешники», посвященная сегодняшним духовным поискам героев этой, полюбившейся многим читателям, «саги о поколении».

Вы всегда были человеком творческой профессии, но что побудило вас начать писать романы?

Наверное, каждый настоящий журналист мечтает создать нетленку. Что-то вечное. Так строители стремятся оставить после себя мосты, архитекторы — дворцы, учёные – открытия. А люди пишущие хотят оставить книги. Плюс у каждого человека свой внутренний долг. Не выполнил его – и чувствуешь, что не совсем состоялся, реализовался. Так и для меня писательство – высшая форма духовного проявления. Взяться за роман-эпопею мне предложила сама жизнь. Мы на тот момент проживали очень интересный период. Распад великой империи. Радикальная смена культурного, экономического, политического строя. Такое бывает, наверное, раз в две тысячи лет. И просто пройти мимо, не описав эту грандиозную эпоху, было невозможно.

Ностальгия по СССР сейчас весьма распространена, вы ее разделяете?

Действительно, сегодня часто вспоминают советскую эпоху с ностальгией, говорят, что это было прекрасное время… Но как человек, который полжизни прожил в «развитом социализме», категорически не хочу в нее возвращаться. Потому что тогда нормальному творческому человеку было невозможно реализоваться — мертвая советская система всех давила и не давала свободно дышать. И рухнула она, потому что полностью себя выработала и деградировала. Ностальгировать можно по временам юности, но это другое.

А чем примечателен для вас день сегодняшний?

Время сейчас чрезвычайно спрессовано. Вместо одной жизни можно успеть прожить сразу несколько. Причём очень интересных. И то, что мне это удалось, считаю главным достижением. Я менял судьбу, профессию, место жительства, социальный статус, и каждый раз, попадая в новую среду, поднимался, преодолевая обстоятельства. Старался обрести недостающие душевные, личностные, деловые качества. Это был и великолепный, уникальный человеческий опыт и задел для будущих писательских трудов.

То есть выдерживать перемены и потрясения, это для вас дело обычное?

Почему только для меня? Для всего моего поколения. Такой путь прошли, что будь здоров. Да бери любую судьбу нашего человека, конечно, активного, и ты столько найдешь интересного, что хоть два романа пиши. Как он жил, как выбивался, как боролся, как пытался в новом мире адаптироваться. И об этом надо писать! Потому что сегодня литературе нужны герои, очень недостает людей, которые могли бы повести других за собой.

Бывало ли так, что ваши герои совершали поступки, которых вы от них не ожидали?

Конечно, ведь они — живут. А разве любой из нас не совершал порой неожиданных поступков? Многие думают, что писатель сидит и что-то сочиняет, но писатель ничего не сочиняет – берет все из себя. Если просто сочинять, то получаются, как я говорю, пластмассовые герои, в которых нет главного – души. А если в них ее нет, то никому они и не нужны, и не интересны.

Как вы сами для себя расставляете жизненные приоритеты?

Все, что происходит с людьми, на самом деле происходит у них в голове. Если отделить тело от разума, что делает тело? В принципе одно и то же, такое постоянное ритмичное поддержание жизни — поел, поспал… Все остальное моделирует наш мозг: все наши победы, поражения, рождение страстей, проявления ненависти… Поэтому в самой природе человека заложена жажда достичь внутреннего порядка, согласия с самим собой. Ему свойственно стремление подниматься к тем высотам, которые, собственно говоря, и являются для нас определяющими. Без этой внутренней гармонии, без этого внутреннего роста человек все время, даже если он социально защищен, материально обеспечен, будет испытывать душевный дискомфорт, что-то грызть его будет изнутри.

Поэтому в недавно вышедшем романе «Святые грешники» вы такое большое внимание уделяете философским размышлениям, духовным поискам ваших героев?

Мы уже говорили, что смысл жизни в конечном итоге в духовном росте человека. Размышляя о судьбах главных персонажей «Русского креста», я понял, что мои герои себя еще не исчерпали с точки зрения духовного роста, хотелось показать еще и эту сторону их жизни.

Недавно вы объявили о начале литературного конкурса «Я верю» и подготовке одноименного сборника. Что будете выбирать и по какому принципу?

«Я верю» не конкурс в чистом виде, потому что в таком проекте не может быть победителей и проигравших. После выхода «Святых грешников» издательство «Вече» обратилось ко мне — а что, если предложить нашим современникам рассказать свои личные истории об обретении веры? Причем, речь идет не о конкретной религии, а именно о духовном пути, на который рано или поздно ступает любой думающий человек. Ведь наша судьба — это результат усвоения тех уроков, которые нам преподносит жизнь через природу ли, Бога ли — каждый понимает по-своему. При этом каждый нормальный человек заинтересован в собственном внутреннем росте, а это невозможно без внимания к чужому опыту. И вот мы решили, что было бы интересно создать сборник из рассказов разных людей, которые пережили духовный перелом и готовы этим поделиться с другими.

Какая у вас сейчас новая творческая цель?

Мне стало интересно попробовать работу в новом жанре — это будет роман-путешествие, и называться он будет «Крымский мост». О Крыме сегодня пишут много, но в основном, публицистику, которая оказывает на людей далеко не такое сильное влияние, как литература. Подать эпохальное событие самого недавнего времени через яркую историю, в которой переплетены судьбы обычных людей – вот задача, которая мне сейчас по-настоящему интересна.

Беседовал Алекс Громов

LiveLib.ru