Я верю

Перед вами сборник лучших историй, в которых обычные люди делятся самым сокровенным — тайнами своей души. У каждого человека свой путь, своя правда. И в этом суть проекта «Я верю» — в многоголосии веры во всех ее проявлениях.

Инициатором социального проекта «Я верю» выступил известный писатель, публицист и общественный деятель Александр Лапин. Проект стал продолжением его романа «Святые грешники», главной идеей которого стал духовный поиск — от традиционных мировых религий до эзотерических учений. В течение года читатели романа присылали свои отклики — истории собственных духовных исканий, из которых и родилась эта книга.

Глава из книги

Взыскуя вечных истин

Мироздание существует по законам цикличности. Человеческая цивилизация — не исключение. История знает времена, когда вера спасала государства, объединяла нации, как знает и периоды, когда религиозные распри буквально стирали с лица земли страны и народы. И каждый раз лишь возвращение к законам божеским и человеческим удерживало людей у края роковой бездны. Сегодня человечество к ней так близко, как никогда прежде: отринув веру, оно с гибельным азартом ниспровержения всего и вся обустраивает свою жизнь по принципу «без Бога всё позволено!», о фатальности которого предупреждал в своё время Достоевский. Упиваясь этой вседозволенностью, мы оказались у черты, за которой теряет смысл само существование человека. И, заглянув за неё, ужаснулись. В России, за которой многие выдающиеся мыслители признают особую миссию в истории, мы видим мощнейший всплеск возвращения к вере, какого не наблюдается ни в одной другой стране мира. И поскольку мы — страна многоконфессиональная, ренессанс переживает не только православие, но и другие мировые религии, и даже древние языческие культы. Жизненные обстоятельства, по которым тот или иной человек встаёт на путь духовного поиска, могут быть разными. Причина всегда одна — чувство одиночества во враждебном мире, утрата того, что принято называть смыслом жизни. Так называемый прогресс, все последствия которого мы, к сожалению, пока не в состоянии оценить, предоставил нам невероятное количество весьма и весьма заманчивых благ. Одна только возможность безграничного и бесконечного потребления чего стоит! Впрочем, девиз «хлеба и зрелищ!» изобретён не сегодня и даже не вчера. На страницах мировой истории можно найти массу примеров того, к чему приводит слепое следование этому лозунгу. Но те, кому выгодно превращение мыслящей, чувствующей, действующей личности в безвольный и всем довольный овощ, с ловкостью макбетовских ведьм меняют ориентиры и указатели: «добро есть зло, зло есть добро». И человеку, не желающему поддаваться этой губительной ворожбе, не остаётся ничего другого, кроме как ступить на трудную дорогу духовного самосовершенствования. Безусловно, пройти мимо столь важного явления в нашей сегодняшней жизни серьёзный писатель не может. Свою точку зрения я выразил в романе «Святые грешники»: обращаясь к вере, человек взыскует вечных истин, независимо от того, какое божество он избирает в качестве их источника, а значит, рано или поздно на основе существующих вероучений возникнет новое, всеобъемлющее, и, скорее всего, произойдёт это именно в России, многовековая история которой являет собой пример плодотворного многоконфессионального диалога. Когда-то Маяковский в «Мистерии-буфф» отчеканил своё предназначение: Я — дровосек дремучего леса мыслей, извитых лианами книжников, душ человечьих искусный слесарь, каменотёс сердец булыжников. Миссия, столь точно обозначенная поэтом, распространяется и на писателей. Мне всегда хочется, чтобы новая книга не просто заняла читателя на время захватывающим сюжетом, но чтобы она помогла ему взглянуть на собственную жизнь другими глазами. И читатели откликаются на этот заложенный в моих книгах призыв. Иначе не возник бы ранее, после выхода эпопеи «Русский крест», альманах «Дневник поколения». Таким же катализатором, к большой моей радости, стали и «Святые грешники», пробудившие во многих людях желание рассказать о своих духовных исканиях. Так родилась идея интернет-проекта, а затем и сборника «Я верю». Мне было интересно — и как писателю, и как человеку, обладающему собственным непростым опытом, — попытаться понять, каким образом наши соотечественники находят путь к Богу. Как выглядят те дороги, что приводят их к храму, как бы он ни назывался — церковь, мечеть, кирха, дацан, синагога, молельный дом… Все истории, собранные в этом альманахе, — разные. И все похожи. Не только искренностью и душевной смелостью, ведь авторы отважились поделиться со всеми нами самым сокровенным. Роднит их общая черта — это всегда рассказ о преодолении. Не столько обстоятельств, сколько самих себя — своих слабостей, страхов, сомнений. В каждой отражён уникальный опыт постепенного, шаг за шагом, обретения бесценного для каждой личности качества — умения принимать решения и нести ответственность за последствия этих решений. Этот путь тернист, следуя им, трудно избежать ошибок, но наши — а теперь, надеемся, и ваши — собеседники нашли в себе мужество и признать их, и исправить в меру отпущенных им возможностей. Гармония с собой и с миром, обретённая в результате напряжённой, подчас невыносимо тяжкой душевной работы, — не некий магический талисман — нельзя, овладев им раз, получить сытое, беспроблемное, усыпанное розами существование. Скорее это огонь, способный осветить и согреть только в том случае, если его неустанно поддерживаешь изо дня в день. Этим, собственно, эти предельно откровенные исповеди отличаются от столь популярных ныне глянцевых «историй успеха», сочинители которых стремятся во что бы то ни стало свести многосложное наше бытие к набору простых и легко выполнимых операций, гарантирующих безоблачное и бесконечное «счастье». Личный опыт всегда уникален — слепо копировать его, в отличие от пресловутых «рецептов» достижения вожделенных благ, бессмысленно, ведь жизнь — это всегда творчество. Как только творческая энергия в человеке иссякает, он превращается в автомат, которым может командовать кто угодно. Горящая в сердце каждого из нас искра Божия есть искра творчества, ведь Господь в первую очередь является Творцом мира, созидателем. Это созидательное начало он передаёт каждому своему творению. Если заменить в картине мира понятие Бог на понятие Природа, ничего не изменится, просто верящие в силу матери-природы получают эту искру непосредственно от неё. Неважно, кто мы и чем занимаемся — строим дома или пишем стихи, лечим больных или сочиняем музыку, ведём поезда или покрываем красками холст: каждую минуту мы строим. Строим свою жизнь и по кирпичику возводим этот мир. И к вере мы приходим, следуя этому зову созидания. Поступки, делающие наш мир хоть немного добрее, светлее, человечнее, — это наш скромный вклад в сотворение мира, в процесс, который никогда не заканчивается. Это реализация заключённого в нас творческого начала. Исполнение нашего предназначения. В те времена, когда не только навигаторов, но даже самых примитивных карт ещё не было и в помине, люди ориентировались по звёздам. Не потому ли, невзирая на навороченные гаджеты и девайсы, нам так часто кажется, что мы заблудились, что перестали поднимать глаза к небу? Вот такими путеводными звёздочками станут эти истории для тех, кто решил отправиться в странствие по вселенной человеческого духа. Они могут стать творческим импульсом и для тех, кто одолевает в этом путешествии первые крутые повороты, и для тех, кто уже многое повидал и понял. Отклик, который этот проект нашёл в сердцах огромного количества людей, мне представляется самым убедительным доказательством того, что загадочная русская душа не просто жива, но способна удивлять. В том числе и нас самих.

— Александр Лапин

Другие книги: