Русский гений — певец Кавказа

Какие мысли вызывает посещение мест, где провёл свои последние дни Михаил Лермонтов.

   

Литография В. Бахмана-1860 г.- по акварели К.А. Горбунова.

 

Недавно я побывал в усадьбе Ивана Тургенева в Спасском-Лутовинове. И поделился с вами мыслями о его жизни и творчестве. А уже скоро отправился по следам другого великого автора. Теперь речь пойдёт о Михаиле Лермонтове.

Для понимания поэта я поехал не в Тарханы, где он родился и вырос, где, опекаемый бабушкой, познал первые радости и утехи молодости, где написал робкие юношеские стихотворения, а на Кавказ. Именно там Лермонтов сформировался.

Интересное наблюдение: все великие писатели открывали важную часть жизни своей страны. Лев Толстой приблизился к пониманию русского характера. Джеймс Фенимор Купер создавал романы об индейцах. Эрих Мария Ремарк писал о войне. Такие авторы всегда говорят о чём-то конкретном. А не как современные писатели — обо всем и ни о чём.

Так вот, основная тема творчества Лермонтова — Кавказ. Взаимоотношения России с горцами. Видение их обычаев.

Первый в России памятник Лермонтову был открыт в Пятигорске в августе 1889 года

В чем феномен Лермонтова на Кавказе?

Все здесь к нему относятся с пиететом. Для этих людей он герой и гений. Полтора столетия назад в горах жили народы, которые не породили всемирно известных писателей. Возможно, всё это впереди. А пока они любят и уважают своего певца — Лермонтова.

Он выступил голосом и духом горцев. Написал произведения, которые не только отражают их национальные особенности, но и отличаются глубиной мысли: «Демон», «Мцыри», «Беглец»…

Кроме того, поэт показал, как русские относятся к Кавказу: философски-созерцательно. С пониманием, без навязывания своей правды. В сумме это и создало Михаилу Юрьевичу славу не только русского, но и кавказского писателя.

Лермонтов познакомился с этим краем ещё в детстве. Он был хилым и склонным к аллергии ребёнком. Бабушка возила его в Минводы поправить здоровье. Ездила с ним даже в Дагестан, практически на самую передовую во время Кавказской войны.

Позже были две ссылки. Поэт почувствовал обаяние этих мест. Стал певцом Кавказа.

Как и все мы, я знаю о нем ещё со школы, и мне было интересно посмотреть, как развивается эта тема. С большим интересом поездил по знаковым местам.

Что хочу сказать: почтение сохраняется, но особого развития не видно. Музей в Пятигорске находится в том же состоянии, как и десятки лет назад. Однако рассказы экскурсоводов стали более обширными. В советское время, например, не упоминали о богатстве Лермонтова и его образе жизни.

Дом, где жил Лермонтов в Пятигорске

Ещё пятиклассником я видел эти четыре комнаты в доме и железные кровати. Казалось, вот он — весь офицерский быт. Сейчас же посетителям рассказывают про кухню и поваров в подвале, которые подавали еду наверх. О том, что у Лермонтова всё время торчали компании. Представьте себе кучу 24 — 25-летних тогдашних офицеров. Естественно, что это шум, гвалт и постоянные гулянья.

Рядом с домом была и конюшня с лошадьми. За лето в этом подворье он заплатил 100 рублей серебром. Огромные деньги по тем временам. В общем, бабушка хорошо его снабжала.

По поводу смерти. В советское время опять же несли ересь про царя, который устроил заговор. Мол, поэт находился в определённой оппозиции. Его не любили.

Да, у Михаила Юрьевича был тяжёлый характер — факт. С возрастом я стал лучше его понимать. Он был на порядок выше остальных. Поэтому не имел закадычных друзей. Жил среди офицеров — культурных людей, но не гениев. И ему было сложно находить общий язык с окружающими.

Поэт любил остро шутить. Но все они там были свои ребята. Никто не ожидал его смерти. Не думал, что Мартынов застрелит Лермонтова. Секунданты вообще сняли гостиницу, где собирались отмечать окончание дуэли. Заказали ящик шампанского. Ну, поссорились, с кем не бывает?! Когда поэта убили, был шок.

Почему это всё-таки произошло?

Существует много разных версий. Я тоже читал большое количество литературы. И вот последние гипотезы приоткрывают завесу.

Лермонтов часто бывал в имении у Мартынова — фактически жил у них в семье. И якобы ухаживал за его сестрой. А потом вроде бы покинул её. Но на этом всё не закончилось. Он описал девушку в образе Веры в «Герое нашего времени». Вот что, по всей видимости, заело её брата.

Я к этой версии очень склонен. Как писатель знаю: автор всегда рассказывает о себе. Плохой может повествовать о ком угодно, а хороший берёт фактуру из собственной жизни. «Герой нашего времени» написан с Лермонтова, хоть он сам от этого и открещивался.

Когда выходят мои книги, я даже побаиваюсь. Потому что изображённые люди начинают предъявлять претензии. Им обидно. Особенно женщинам, когда описываешь, какие они на самом деле. Большинство не может понять, что автор типизирует своего героя.

Николай Соломонович Мартынов. Отставной майор, убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова

Ещё может быть, Мартынов узнал не только сестру, но и обнаружил собственные черты в Грушницком.

Нужно также сказать, что сам он был человеком определённого типа. Изображал из себя кавказца. Ходил с кинжалом за поясом. Заявлялся так к соседским девушкам, где все развлекались, флиртовали и т. д.

И конечно, Лермонтов стал подтрунивать: «Горец с большим кинжалом». Заявление получилось двусмысленное. Мартынов услышал, и начались выяснения отношений на крыльце. Потом дуэль.

Есть всё-таки рок. Два дня их пытались помирить, но не получилось. Лермонтов-то и стрелять не собирался. А Мартынов его убил. Когда понял, что натворил, подбежал и кричал: «Миша, прости меня!» Но было поздно.

В советское время считали, что виновного не наказали. Вообще, согласно указу Петра I всех участников дуэли надо было повесить. Но эта норма никогда не применялась.

Мартынова хотели отправить в солдаты и лишить дворянского титула. Но на деле приговорили к церковному покаянию длиной 15 лет. Нужно было стать послушником в киевском монастыре. Замаливать грехи и работать: куда скажут, туда и беги. Наказание тоже серьёзное. Правда, он всё время писал жалобы, и срок ему скостили. В конечном итоге таким вот образом каялся всего четыре года, два из которых жил в обители, а потом стал покидать её на выходные.

Нужно сказать, что Мартынов пользовался огромным интересом у местных женщин. Он там удачно женился, завёл много детей.

Когда умирал, то понял, что совершил страшное. Поэтому попросил не ставить надгробия с его именем. Просто положить камень. Но во время революции имение было отдано под колонию для несовершеннолетних преступников. Они всё-таки узнали, кто похоронен под этим валуном. Разрыли могилу и сожгли останки на костре.

Чем меня привлекает поэт?

Лермонтов по душе мне наиболее близок. В прошлой статье я упоминал про две важные черты писателя-гения: раскрытие общечеловеческих тем, вечных противоречий и лёгкий вневременной стиль. Хочу добавить третий пункт: гений напрямую говорит со Вселенной. Михаил в 10 лет рисовал, а в 15 уже был поэтом. Ему не требовалось долгого образования, кропотливой работы. На него снисходило. Он садился и писал. Да, над «Демоном» бился долго, но исключения ничего не меняют.

Произведения Лермонтова — это тексты человека, который обладает неземной мудростью. Например, как он мог знать, каким образом демон видит планету сверху? Поэт не летал на самолёте или ракете, но охватывал всё своим внутренним взором. Настолько он был у него развит.

Памятник на месте дуэли Лермонтова с Мартыновым. Поэт был убит 27 июля 1841 года выстрелом в грудь.

В дополнение темы музея в Пятигорске. Там есть экспонаты, которые вызывают интерес. Например, отзыв царя. Николай II прочитал «Героя нашего времени» и написал, что изображён отвратительный характер. И такое могло появиться только под иностранным влиянием. Мол, лишь извращенцы вроде Лермонтова пишут о подобных героях. Сейчас так относятся к тем, кто олицетворяет прозападную культуру.

Хотя с другой стороны: а чем Печорин может нравиться нормальным людям? Ведь он убил друга-соперника, соблазнил девушку и бросил её, украл на Кавказе у старика дочку, вывез к себе и стал с ней жить. Разве это хорошо? Везде напакостил.

Но всё-таки понятно, что Печорин — не враг России. Просто не может найти своё место. Ему скучно, ведь он выше всего этого. Для царя такой персонаж не мог быть положительным героем.

Однако порок всегда притягателен, всегда интересен. Это, кстати, касается и Мартынова. Ведь он не просто удачно женился, на нём женщины буквально висли. Им нравился его статус убийцы гения. Насколько сложно устроен человек. Кого-то мы условно ненавидим, а в то же время боготворим.

Что можно сказать о самом курорте?

Традиционно коснёмся и бытовых вопросов. Я ездил в Кисловодск несколько раз. После 1990-х там была ужасная разруха. Крупные санатории принадлежали предприятиям, и, когда те «упали на бок», оздоровительные учреждения тоже загнулись.

Сейчас руин стало меньше. Но особого развития, которое соответствовало бы сегодняшнему моменту, нет. Есть отдельные здравницы, единичные места.

В самом городе благоустроили главные улицы, а стоит с них сойти — и всё по-прежнему. А может, ещё и хуже. Раньше был огромный парк, в котором можно затеряться. Теперь там запустили электрокары с экскурсиями. Носятся по дорогам. Может, это и неплохо — люди зарабатывают. Но у отдыхающих вызывает неприятные эмоции. Надо постоянно оглядываться.

Кроме того, раньше Кисловодск мне нравился чудесными книжными развалами. Литературы было столько, что и в столице не найдёшь подобного. Продавцы понимали: отдыхающим делать нечего — будут читать. Сейчас всё ликвидировали. Увидел надпись «Книги» — зашёл, а там разбитый ларёк. Второе «литературное» место встретил в общем ряду с сувенирами. Но и там ловить нечего.

И ещё пара наблюдений. Иду: тут памятник Лермонтову, тут часы, а потом бац — уродливая скульптура со свёрнутой головой. Думаю: «Это кто?». Подхожу, читаю: памятник следователю ВЧК Ксении Ге, которую повесили белогвардейцы. Не говорю, что подобное надо сносить. Но всё-таки, может, стоит ставить не такое уродство?

А под Лермонтовым посадили демона. Кажется, в моём детстве его не было. Напоминает Кощея Бессмертного. И выглядит как голливудская страшилка. Можно же сделать поприличнее, хотя бы посмотреть для вдохновения на картину Врубеля.

Интересно было ещё наблюдать за культурным уровнем обслуживания, если можно так сказать. На улицах много людей, которые что-то исполняют или изображают нищих. Особенно поразил собачий концерт. В центре главной улицы сидит мужик с бабой, и к собаке привязан микрофон. Вот эти двое поют, а она подвывает. И ведь толпа собирается!

Другие товарищи исполняли какие-то индийские песни. Ещё запомнились карлики: они тоже радовали вокалом прохожих. А в переходе встретил слепого. Дал ему сторублёвку. Потом отошёл — хотел посмотреть, снимет ли очки, чтоб взять купюру. Но он, видно, учёный: опустился на коленку и начал искать деньги рукой. Одним словом, все зарабатывают.

В общем, хоть государство и вкладывало в курорты Минвод громадные деньги, настоящего подъёма не произошло. Собственно, ничего для развития не сделали.

Но Кавказ живёт. Разливает воду. Пытается двигаться. Однако работают в основном частники. Как-то пытаются привести в порядок свои владения. Власти от них пока явно отстают. Интересно, что сказал бы по этому поводу сам Михаил Юрьевич…

Писатель Александр ЛАПИН.

Фото: из архива Александра ЛАПИНА, key-ms.ru, b.itemimg.com.

Источник: https://plus.moe-online.ru/paper/1470/17349