Русский крест

Роман «Русский крест» — масштабная «сага о поколении», о тех, чья юность совпала с безмятежным периодом застоя, и на кого в 90-е пришелся основной удар, потребовавший выбора пути, перекройки мировоззрения, создания новой картины мира. Интимный дневник, охватывающий двадцать с лишним переломных и насыщенных лет новейшей истории России, раскрывает перипетии и повороты судеб нескольких школьных друзей. Читатель встречает их совсем юными и прослеживает непростую судьбу вчерашних однокашников от книги к книге.

Первые три книги романа — «Утерянный рай», «Непуганое поколение», «Благие пожелания» — охватывают период юности, взросления и становления главных героев. Завершающие три книги романа — «Вихри перемен», «Волчьи песни», «Время жить!» — продолжают историю жизни повзрослевших, возмужавших друзей юности. Герои романа борются и приспосабливаются, побеждают и проигрывают, любят и ненавидят. Они влюбляются, расстаются, ошибаются, идут вперед, отстаивая свою правду, меняясь вместе со страной. У каждого из них своя судьба — а вместе — это судьба поколения.

О романе

Послесловие к роману Председателя Правления Союза писателей России, доктора исторических наук В.Н. Ганичева.

Ф.М.Достоевский как-то сказал, что журналистика враг литературы. В каком-то смысле это так и бывает, когда журналистика своим поверхностным взглядом, выводами, стремлением выдать текущую информацию за реальные глубинные процессы, претендует на философское осмысление действительности. Но в лучших своих проявлениях ей это удается. Когда она зорко всматривается в жизнь, в мотивы поступков человека, тогда она поднимается до нравственных высот подлинной литературы. Вспомним современников — Ивана Васильева, Валентина Овечкина, Василия Пескова. Их публикации в газете являли собой факт большой литературы. Так, в немалой степени накопив журналистские наблюдения, собрав множество судеб и человеческих историй, пропустив их через свое сердце и время, Александр Лапин вышел на твердую литературную стезю, создав живую и яркую картину бытия нашего Отечества последних десятилетий. Картину, основанную на подлинности собранных им свидетельств и фактов времени.

Есть особый тип произведений в русской литературе, где автор стремится «по недавним следам» ухватить ускользающее время, проанализировать причинно-следственные связи масштабных исторических событий, их влияние на судьбы людей, и, в свою очередь, роль каждого отдельно взятого человека в формировании общей картины мира. К этому ряду можно отнести «Войну и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Роман Александра Лапина «Русский крест» ни в коей мере не претендуя на соперничество с этими величайшими произведениями, тем не менее следует их традиции, традиции русской литературы в желании обобщить и проанализировать события отечественной истории, круто изменившие жизнь каждого из нас. Это безусловно масштабная попытка художественного осмысления переломной эпохи конца XX — начала XXI веков.

Автор в романе осознанно самоустраняется, он не дает оценок происходящему, не делает выводов, не подталкивает к однозначным решениям, не навязывает читателю свою точку зрения, он рисует картину с максимальной, насколько это возможно, объективностью, представляя точку зрения на одно и то же событие с разных позиций.

Четыре школьных друга, четыре товарища с непохожими судьбами, жизненной позицией, убеждениями. Каждый из них видит окружающий мир «со своей колокольни», но вместе они создают общую реальность. Есть в книге и немало второстепенных, если можно о них так сказать, героев, которые также помогают автору и его читателю «вспомнить все», вновь пережить и осмыслить дела не так давно минувших дней. Поэтому в ряде рецензий на роман часто звучит слово «сага», сага о поколении, повлиявшем на ход истории нашей страны. Летопись судеб тех, кто восторженно вершил и тех, кто отчаянно сопротивлялся происходящим переменам.

Словно в киноленте хроники оживают в романе события недавней истории: националистические выступления в союзных республиках, война в Афганистане, путч, развал СССР, коммерциализация государственных предприятий, эмиграция, тотальный дефицит, чеченская война, приватизация, передел собственности, новые государства, зарождающаяся олигархия, бандитские разборки, становление рыночной экономики…

Время, страна предстают здесь в живом восприятии свидетелей событий, и тем ценно это произведение не только для современников, но и для будущих поколений.
А кто же сам автор, что с такой точностью передает настроение и дух эпохи? Важна ли его нравственная позиция? Ведь в русской традиции творец обязан быть вдохновителем высоких и добрых помыслов и дел. Александр Лапин тому подтверждение. С одной стороны, успешный предприниматель, политик, в прошлом журналист, прошедший путь от рядового сотрудника до одного из руководителей «Комсомольской правды», он не понаслышке знает и понимает о том, что пишет, являясь непосредственным участником и свидетелем описанных в книге исторических событий. Но есть еще и другие составляющие его насыщенной жизни, отражающие неравнодушное, деятельное отношение к окружающему: ведущий телепрограммы «Русский вопрос» на региональном телевидении, руководитель отделения Российского фонда мира, учредитель федерации карате, инициатор восстановления церкви и благоустройства села, ставшего его домом…

Автор, как и главные герои его романа, уверенно смотрит в будущее, осознавая свой путь и жизненные цели, проявляя готовность взять ответственность на себя «за тех, кого приручил», чувствуя согревающую, непрерываемую связь с родной землей. Именно это, по мнению писателя, и является основой полноценной жизни здесь и сейчас. Трудно не согласиться.

Другие книги: